ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УЧАСТКОВ АВАРИЙНОСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБЪЕКТОВ
Цель исследования – оценка возможности прогноза участков аварийности инженерных сооружений и коммуникаций на основе дистанционных методов. Полигоном для отработки методики использования аэрокосмических данных в целях инженерного проектирования выбран г. Санкт-Петербург. Для комплексного анализа территории привлечены материалы космических съемок, данные спектрально-сейсморазведочного профилирования, результаты наземных измерений трещиноватости конструктивных материалов инженерных объектов. Одним из методов выделения геодинамически активных зон является линеаментный анализ материалов аэрокосмических съемок. В работе использованы космические панхроматические снимки с разрешением 5-7 м, выполненные камерой КФА-1000 в летнее время, увеличенные до М 1: 50 000, 1: 25 000. В условиях города дешифрирование линеаментов осложняется сплошной застройкой и техногенной переработкой рельефа. Дешифровочные признаки не всегда позволяют разделить естественные и техногенные линеаменты, поэтому требуется наземная заверка последних. При этом проблема селекции активных линеаментов решается путем привлечения геологических, геофизических, геодезических и других данных. Анализ материалов космической фотосъемки проводится по изменениям тона, различиям рисунка и структуры изображения. Характерным элементом изображения являются линеаменты - линейные градиенты плотности тона. Линеаменты - это проявленные в ландшафте зоны трещиноватости, маркирующие разломы осадочного чехла и фундамента. Области сгущения параллельных линеаментов образуют линеаментные зоны. Большинство линеаментов представляют собой диаклазы - трещины без смещений разделенных ими горных пород. Линеаменты являются каналами миграции подземных вод и газов, участками пластических дислокаций горных пород.
На территории Санкт-Петербурга линеаменты образуют сеть из трех взаимно перпендикулярных пар. Доминирующее значение имеют линеаменты субмеридионального и субширотного направлений. Плотность линеаментов составляет 0,5 – 0,8 км / км. кв. Длина линеаментов, выделенных на снимках детального уровня генерализации, варьирует от 2 до 8 км, составляя в среднем 3-4 км, при ширине 20-30 м [1]. Параметры линеаментов удовлетворительно согласуются с данными где соответствуют структурным нарушениям 10 ранга с характерными размерами областей межблоковых границ 20-30м и длиной блоков в 1-2 км [2]. В результате дешифрирования построены карты линеаментов, карты плотностей линеаментов с окнами осреднения 1,6 и 4,2 км, карта векторов удлинения роз-диаграмм линеаментной сети. Установлено, что примерно треть линеаментов являются геодинамически активными, зримые следы их влияния наблюдаются на участках деформаций транспортных магистралей и инженерных сооружений.
Для обоснования надежности выделения линеаментов в условиях мегаполиса был разработан метод анализа трещиноватости асфальта дорог. В условиях развития рыхлых четвертичных отложений выявление разломов и линеаментов путем наблюдения в полевых условиях весьма проблематично. В то же время в тектонике существует методика определения разломов путем замеров трещин в скальных породах, последующей обработке результатов измерений и анализа данных. В областях развития рыхлых отложений в качестве аналогов скальных пород могут быть использованы участки асфальтированных дорог. Для измерений выбираются участки автодорог с интенсивным движением транспорта. В первую очередь трещины возникают на участках дорог, характеризующихся наличием пустот, в которых проходят подземные коммуникации (трубы, кабели). Такие участки из совокупности данных исключаются. Кроме того трещины развиваются в зонах с неблагоприятными геологическими условиями (слабые грунты, зоны пористости и трещиноватости пород, линеаменты). При измерениях учитываются лишь поперечные трещины, секущие все асфальтовое покрытие дороги. Определение координат трещин производится с помощью электронного навигатора GPSmap 60CSX, точность которого составляет 5 м. В большинстве случаев фоновая удельная трещиноватость асфальта составляет 0,04-0,06 м / м.кв., среднее расстояние между трещинами - 20м. На аномальных участках удельная трещиноватость достигает величин 0,08 - 0,14 м / м. кв. и более. Протяженность участков высокой трещиноватости находится в пределах 50 – 300 м.
В 1996 - 1998 гг. были обследованы дороги главных улиц Петербурга, а также выходящие из города автомагистрали на удалении 10-15 км. Установлено, что участки высокой трещиноватости асфальта располагаются на перегибах склонов, в низинах рельефа, на границах четвертичных отложений различного состава. Выяснено, что более 60% зон высокой трещиноватости асфальта приурочено к линеаментам. Обнаружено, что места дорожно-транспортных происшествий (ДТП), обозначенные на обочинах дорог памятниками или венками коррелируются с максимумами трещиноватости асфальта и линеаментами. Связь участков ДТП с линеаментами объясняется воздействием геофизических полей, влияющих на психофизические реакции водителей [3]. Для определения степени активности линеамента проводятся наблюдения вдоль его трассы с документацией трещиноватости стен зданий и асфальта. Активным считается линеамент, вдоль которого происходит сгущение трещин в асфальте и стенах зданий. При пересечении активным линеаментом инженерных объектов под углами, близкими к прямому, ширина зон трещиноватости стен и асфальта составляет 25-30 м. Каждый линеамент представляет собой зону с двумя динамически активными границами шириной 5-10 м, которым соответствует максимальная трещиноватость и внутренней, относительно стабильной области. Прикладное значение исследований иллюстрируется на примере инженерных объектов, оказавшихся в сфере влияния активных линеаментов.
ПЛОЩАДЬ МУЖЕСТВА.
В декабре 1995 г. произошло разрушение тоннелей метро вблизи станции «Площадь Мужества». Исследования показали, что в основе аварии лежит проявление комплекса техногенных и природных факторов. Аварийный участок соответствует палеодолине, которая является фрагментом гидросистемы плейстоцена. Эта система предопределена сеткой долгоживущих разломов палеозойского возраста. Строение заполняющей долину толщи четвертичных отложений осложнено тектоническими нарушениями, сопровождаемыми структурными несогласиями. О современной активности нарушений можно судить по прихвату бурового инструмента, сильному поглощению бурового раствора, зафиксированных здесь при бурении скважин, а также по характеру эманационного поля [4]. Мониторинг деформаций земной поверхности места аварии в июне-ноябре 1995 г. показал, что данный тектонический узел является геодинамически опасным участком.
Для изучения геодинамической ситуации района пл. Мужества проведен анализ изображения космического снимка М 1:25 000. Выделена зона линеаментов субширотного простирания (Аз 80°) длиной более 8 км, которая пересекает ул. Карбышева и ул. Политехническая.Участок аварии тоннелей метро располагается в центральной части зоны линеаментов. Наземное обследование территории позволило выявить участки трещиноватости стен зданий. Один из участков (ул. Карбышева, д.8) находится в точке сочленения северной границы зоны линеаментов и южного борта палеодолины. Другой участок также приурочен к северной границе зоны линеаментов и соответствует восточной стене административного здания НПО «Аврора» на ул. Политехнической. Здесь имеется область трещиноватости шириной 15 м, зафиксированная разгрузочными балками и скобами-стяжками. Третий участок располагается на ул. Карбышева вблизи южной границы зоны линеаментов. Трещины зданий интерпретируются как осадочные, связанные с деформациями оснований. Причина деформаций зданий – наличие под фундаментом участков слабых оснований, зон трещиноватости, обуславливающих пониженную несущую способность грунта [5]. В процессе исследований проведены замеры трещиноватости асфальта проезжей части ряда улиц, примыкающих к району аварии. При этом обнаружено, что участки высокой трещиноватости асфальта на ул. Политехнической и Новороссийской приходятся на центральную часть зоны линеаментов. Отмеченные случаи трещиноватости могут служить критерием активности линеаментной зоны. Трещиноватость стен зданий, асфальта, просадки грунта, деформации инженерных сетей часто являются закономерными проявлениями современной тектоники. Пространственная упорядоченность этих элементов выявляется при системном анализе спутниковых, инженерных и геологических данных.
В исследовании использованы данные фирмы «Геофизпрогноз», проводившей спектрально-сейсморазведочное профилирование (ССП) вдоль ул. Политехнической и Карбышева [6,8]. Границы, выявляемые с помощью метода ССП, представляют собой поверхности ослабленного механического контакта, по которым возможно скольжение геологических сред. Аномалии ССП - разреза имеют воронкообразный или клиновидный характер, соответствуют областям повышенной трещиноватости пород и трактуются как разрывные тектонические нарушения [7].
ССП - разрез по ул. Политехническая. 1,4- зона линеаментов, 2,3,5 – линеаменты, 6- место аварии 1974 г., 7- место аварии 1995г.
Северная граница линеаментой зоны отвечает пикету 450 м профиля, где наблюдается воронкообразная аномалия. Южная граница зоны линеаментов проходит через пикет 660 м, здесь на разрезе имеется клиновидная аномалия. Сюда же приурочен эпицентр аварии линии метро1974 г. Линеамент, оперяющий зону линеаментов с юга, приходится на 710 м профиля, где ему также соответствует аномалия. Центральная часть зоны линеаментов приурочена к линии профиля в диапазоне 520-560 м. Поверхность ослабленного механического контакта здесь характеризуется группой аномалий, самых глубоких на разрезе. Разгерметизация тоннеля метро произошла на участке 550-580 м профиля ССП. Таким образом, установлена взаимосвязь зоны линеаментов и аварийного участка метрополитена. Аварийный участок расположен в узле сопряжения линеаментной зоны и палеодолины. Одна из причин аварии - воздействие области повышенной проницаемости, приуроченной к активной зоне линеаментов.
СЕВЕРНАЯ СТАНЦИЯ АЭРАЦИИ.
В 1997 г. автор участвовал в работах по сейсмическому зондированию стен Главной насосной станции (ГНС) Северной станции аэрации. В результате исследований установлено, что участки эрозии стен в основном локализуются в юго-западном секторе. Сток подземных вод на площади происходит с севера на юг и следовало ожидать появления эффекта эрозии в северном секторе. Анализ спутникового изображения разрешил этот парадокс. На спутниковом изображении преобладают линеаменты северо-восточного направления. Линеаментная зона, проходящий через ГНС, имеет азимут простирания 70°, длину 2 км при ширине 40-50 м.
Привлечение данных спектрально-сейсморазведочного профилирования (ССП) фирмы «Геофизпрогноз» позволило подтвердить наличие тектонического нарушения в западной части линеаментной зоны. Здесь на профиле ССП наблюдается мощное тектоническое нарушение с параметром S, равным 60 [9]. S - коэффициент, показывающий степень нарушенности горных пород. Обычно S не превышает 20. На месте аварии метрополитена в районе станции «Площадь Мужества» S =30. Наличие тектонического нарушения с S=60 характеризует зону, непригодную для возведения инженерных сооружений. Интеграция наземных данных и спутниковой информации позволила установить взаимосвязь линеаментной зоны и области наибольшей эрозии стен колодца ГНС. Одна из причин эрозии стен Главной насосной станции - воздействие зоны повышенной проницаемости. При геологических изысканиях расстояние между скважинами составляло 40-50 м, тем не менее была пропущена зона тектонического разуплотнения горных пород. Следовательно, разумное сочетание точечной и площадной информации необходимо при проектировании ответственных объектов. Анализ спутникового изображения рекомендуется как метод, опережающий детальные наземные изыскания.
В процессе работ проведен смотр поверхности стен колодца ГНС на разных глубинных уровнях. Участки коррозии металлической арматуры и эрозии бетона большей частью локализованы в юго-западном секторе. В южной части площадки ГНС в толще межледниковых отложений встречены линзы мелкозернистых песков, которые расположены в пределах линеаментной зоны. Известно, что различие в мощности генетически однородных отложений является одним из признаков разлома. Границы зоны линеаментов имеют ширину 10 м и характеризуются повышенной проницаемостью. Область наибольшей эрозии стен колодца локализована в пределах линеаментной зоны.
ЮСУПОВСКИЙ ДВОРЕЦ.
Прикладное значение дистанционных исследований может быть показано на примере Юсуповского дворца, который волею случая оказался в сфере влияния геодинамически активных линеаментов. Проведен анализ космического снимка масштаба 1:25 000 северной части Адмиралтейского района. Выделена сеть линеаментов, в которой доминируют элементы меридионального и широтного направления. Линеаменты имеют длину 2-3 км, ширину 20-30 м и могут быть представлены в виде зон с динамически активными границами.
Линемент 1 субмеридионального направления (Аз 7°) имеет длину 2 км. Трасса линеамента - пересечение пр. Римского - Корсакова и Крюкова канала, юго-западный угол Консерватории (11), северный фасад Консерватории, в 25-30 м к западу от северного угла. Далее линеамент фиксируется в 45 м к западу от северного угла фасада Юсуповского дворца (8),пересекает бул. Конногвардейский (6) и выходит к зданию Сената (13), где проходит в 60 м на запад от северного угла. Субмеридиональный (Аз. 7°) линеамент 2 проходит через середину кор. 3 д. 92 по наб.Мойки (10), затем прослеживается в 25-30 м от северного угла д.90 (9) по наб. Мойки, рядом с пер. Прачечным (5). Далее линеамент следует через южный и северный углы Главного почтамта (12) и выходит на восточный угол здания Сената. Субширотный (Аз. 97°) линеамент 3 длиной 2,5 км выходит на юго-западный угол Юсуповского дворца, далее следует по трассе: угол пер. Фонарного и ул. Декабристов (4), угол ул. Плеханова и пр. Вознесенского (7), пер. Гривцова, д.11, западный угол д. 40 по ул.Садовой (два последних дома на карте не показаны).
НАЗЕМНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
КОНСЕРВАТОРИЯ. Северный фасад. В 13 м от северного угла имеется трещина от окна 4 (верхнего) этажа до крыши. В 41 м от угла - косая трещина длиной 1,5 м и вывал кирпичей. Ось линеамента 1 проходит в 25-30 м от северного угла. Границы линеамента приходятся на упомянутые трещины. Юго-западный угол здания повреждений не имеет. Эта часть здания недавно отреставрирована.
СЕНАТ. Здание Сената по Английской наб. д.2-4. Длина дома 2 составляет 75 м. Здесь на стыке д.2 и 4 имеется вертикальная трещина, проходящая через весь 2 этаж д.4, косая трещина длиной 2 м на уровне 2 этажа. Ось линеамента 1 отстоит на 60 м от северного угла д. 2 или на 15 м от стыка д.2 и 4. Участок описанной трещиноватости совпадает с западной границей линеамента.
НАБ. МОЙКИ, 92, КОР. 3. Меридиональный линеамент 2 проходит через середину корпуса 3 д. 92 по наб. Мойки. Здесь имеются две области трещиноватости стен, зафиксированных разгрузочными балками, скобами-стяжками. Расстояние между этими областями - 30 м.
НАБ. МОЙКИ, 90. Ось меридионального линеамента 2 фиксируется в 25-30 м от северного угла. Зона максимальной длины трещин в районе 17 м от северного угла приходится на восточную границу линеамента.
ПЕР. ГРИВЦОВА,11. Здесь в стене 6-этажного дома в 105 м от Сенной площади наблюдается трещина длиной 2-3 м между 1 и 2 этажами и трещина от 4 этажа до крыши. В 3 м от южного угла дома ( 90 м от Сенной площади) есть трещина от 3 этажа до крыши. Ось линеамента 3 проходит через упомянутый дом (в 100 м от Сенной площади) и все трещины находятся в зоне его динамического влияния.
ЮСУПОВСКИЙ ДВОРЕЦ. Северный фасад. В 34 м от северного угла наблюдается вертикальная трещина, секущая все здание. Асфальт проезжей части набережной осложняют две поперечные трещины в 30 и 49 м от угла. Ось линеамента 1 фиксируется в 45 м от северного угла и упомянутые трещины попадают в область его динамического влияния. В 10 м от западного угла фасад от крыши до 2 этажа нарушается вертикальной трещиной.
ЮСУПОВСКИЙ ДВОРЕЦ. Южный фасад. Обнаружена вертикальная (от крыши до основания) трещина в 4 м от юго-западного угла. В 12 и 31м на восток от юго-западного угла в стене наблюдается две вертикальные трещины длиной 5-6 м.Эти трещины находятся в области динамического влияния линеамента 1. Трещины в каменном заборе в 20, 25 и 37 м от южной стены приходятся на границу линеамента 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ.
Определены на местности участки геодинамической активности двух меридиональных и одного широтного линеаментов. В районе Юсуповского дворца имеются 3 точки воздействия линеаментов, из которых две первые являются узлами линеаментной сети: территория Юсуповского дворца, корпус 3 дома 92 по наб. Мойки, дом 90 по наб. Мойки. В зонах трещиноватости физико-механические свойства осадочных горных пород отличаются повышенными емкостными характеристиками и пониженными параметрами жесткости и прочности. Здесь постоянно присутствует динамически активная и химически агрессивная флюидная система, обуславливающая интенсивность глубинной эрозии. Результатом является уменьшение несущих свойств земной поверхности. Обнаруженные в процессе обследования зданий трещины интерпретируются как трещины осадочные, связанные с деформациями оснований. Причина деформаций зданий - наличие под фундаментом участков слабых оснований, отдельных пустот, зон трещиноватости, обуславливающих пониженную несущую способность грунта.
Таким образом, линеаменты трактуются как зоны активизации геологических процессов, обуславливающие неравномерную несущую способность грунта, что приводит к деформации зданий и сооружений. На стадии проектирования, капитального ремонта и эксплуатации инженерных объектов необходимо учитывать влияние геодинамических факторов, приводящих к возникновению в конструкциях нерасчетных нагрузок.
КОЛЬЦЕВАЯ АВТОДОРОГА
Для исследования грунта вдоль участка трассы проектируемой Кольцевой автодороги (КАД) проведена совместная обработка результатов ССП [7] и дешифрирования космических снимков. Сделан анализ изображения космических снимков масштаба 1: 200 000. В качестве основного источника информации использованы снимки, увеличенные до масштаба 1: 50 000. Проведено выделение линеаментов различных иерархических уровней от регионального до локального. В результате работ составлена карта линеаментов района КАД масштаба 1:50 000. Линеаменты, пересекающие трассу КАД, сведены в карту масштаба 1: 10 000, фрагмент которой приводится ниже.
Совокупность линеаментов рассматривается как результат взаимного наложения полей напряжений различного ранга – планетарного, региональных, локальных. Вдоль трасс линеаментов происходит усиление процессов, связанных с линейной эрозией. Формируются овраги, размывы грунта, воронки оседания. В отрицательных формах рельефа происходит заболачивание территории. Разломы часто приурочены к увлажненным участкам, как в случае пикетов 1105 и 1110, где до стадии хозяйственного освоения территории располагался болотный массив. Объекты, обусловленные эрозией, на изображении представляют собой линейные или точечные участки светлого тона. На фрагменте карты представлены два параллельных региональных линеамента меридионального направления. Восточный линеамент вдоль своей трассы содержит несколько светлых точек. Одна из точек, рассматриваемая нами как воронка оседания, приходится на пикет 1105, где по данным ССП предполагается мощный разлом. В пользу наличия разлома свидетельствуют данные треста “Ленгипротранс”. В районе пикета 1110 в скважинах обнаружены радоновые грязи. Наличие притоков радона является геохимическим признаком разрывных нарушений.
Границы, выявляемые методом ССП, отвечают областям повышенной трещиноватости пород. Аномалии ССП трактуются как разрывные тектонические нарушения. Региональные меридиональные линеаменты, пересекающие трассу КАД на участке пикетов 1105 - 1110, приурочены к зоне мощного разлома, представленного группой глубоких ССП – аномалий. Снижение несущей способности грунта происходит в зонах тектонических нарушений. Такие области рассматриваются как потенциально аварийные участки. Ярким примером последних служит зона в пределах пикетов 1105-1111. При возведении полотна дороги на выявленных потенциально аварийных участках требуется использования специальных конструкторских решений. ССП - метод, проверенный на большом количестве примеров, ориентирован на получение точной информации вдоль линии профиля. Спутниковые изображения обеспечивают получение информации на всей площади исследования и относительно дешевы. Совместное использование методов позволяет существенно сократить расходы и усилия.
СЕВЕРНЫЙ РИНГ
В наибольшей степени изучена трещиноватость асфальта дорог северных и южных районов Петербурга. На севере города обследованы пр. Гражданский, Испытателей, 2-й Муринский, Непокоренных, Северный, Светлановский, Энгельса и Выборгское шоссе. Обнаружен ряд участков высокой трещиноватости асфальта со значениями 0,08 – 0,14 м/м. кв. Значительная часть участков высокой трещиноватости приурочена к линеаментам и местам ДТП. Часто участки аномальной трещиноватости асфальта четко ограничены зонами линеаментов. Анализ взаимного расположения участков трещиноватости асфальта привел к неожиданным результатам. Для поиска закономерностей в распределении данных участков применен подход, изложенный в [8]. Суть метода состоит в поиске элементов центральной симметрии для группы случайно расположенных геологических объектов, когда измеряются расстояния между центрами всех объектов. Затем находятся отрезки одинаковой длины, с которыми проводятся операции преобразования по законам симметрии. Часто такие отрезки соединяются между собой, образуя правильный многоугольник. Вокруг многоугольника описывается окружность, центр которой является центром симметрии для точек, образующих вершины многоугольника и ряда других.
Расположение участков высокой трещиноватости асфальта на севере Санкт-Петербурга.
1-участки высокой трещиноватости асфальта, 2- Северный ринг, 3- улицы, С - Северный пр., СВ - Светлановский пр., ГР - Гражданский пр., Э - пр. Энгельса, 2М - 2-й Муринский пр., НЕП- пр. Непокоренных, П- ул. Политехническая, К- ул. Карбышева, Н- ул. Новосибирская
Измерим расстояния между центрами участков с 1 по 18 с точностью до 1%. Получим четыре одинаковых отрезка 9-7, 7-12, 12-17, 17-9, равных 2,73 км и образующих ромб. Проведем диагонали ромба, найдем центр симметрии О и опишем через точки 9,7,12,17 окружность радиусом 1,95 км. Из центра О можно также описать вторую окружность радиусом 2,75 км через точки 6,4,16. Таким образом, участки 4,6,7,9,12,16 и 17 расположены на окружностях и фиксируют положение Северной ринговой структуры, которая характеризуется современной тектонической активностью.
Северный ринг находит отражение на карте плотностей линеаментов, где ему соответствует пиковые значения 0,7- 0,8 км/км. кв., расположенные на периферии ринга и низкие значения – в центре. На карте векторов удлинения роз-диаграмм линеаментной сети Северный ринг разделяет области с различным направлением линеаментов.
В работе также использованы данные ССП - профилей, пройденных по ул. Политехнической, Карбышева, Гжатской, Гражданскому пр. и пересекающих Северный ринг в 7 точках. Как минимум в 4 -х точках границы Северного ринга четко проявлены на ССП - разрезах, где они приурочены к провалам кровли сейсмического горизонта, соответствуют группам глубоких аномалий или разделяют блоки разреза.
На основе данных космической съемки реализован набор методов для выявления активных элементов геологической среды в условиях мегаполиса.
Выделены новые структурные элементы территории, ринговые структуры диаметром 5-8 км, характеризующиеся современной тектонической активностью и находящие отражение в верхней части осадочного чехла.
Установлено, что территория Санкт-Петербурга подвержена влиянию активных линеаментов. Последние трактуются как геодинамически активные зоны с повышенной деформированностью, трещиноватостью и проницаемостью горных пород и определяют характер и состав химически агрессивной подземной среды, вследствие чего происходит интенсивная эрозия фундаментов инженерных объектов. Воздействие линеаментов обуславливает уменьшение несущей способности грунтов, что приводит к деформации сооружений и коммуникаций. Информация о пространственном положения зон линеаментов может быть использована в целях выделение участков потенциальной аварийности, оценки несущей способности грунтов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.С.Н. Неволин. Линеаментный анализ как метод прогнозирования участков аварийности инженерных объектов (на примере Санкт- Петербурга). Исследование Земли из космоса, 2006, №1,с.35-40.
2.Кочарян Г.Г., Спивак А.А. Иерархия структурных и геодинамических характеристик земной коры. Геоэкология, 2002, №6, с.537-550.
3.Мельников Е.К., Рудник В.А., Мусийчук Ю.И., Рымарев В.И. Патогенное воздействие зон активных разломов земной коры Санкт-Петербургского региона. Геоэкология,1994, №4, с.50-69.
4.Пекельный В.И., Малов Н.Д., Дверницкий Б.Г., Матюхов Р.А. Роль геодинамического фактора в развитии аварийной ситуации в Петербургском метро. Разведка и охрана недр,1998, №7-8, с.60-62.
5.Методика обследования и проектирования оснований и фундаментов при капитальном ремонте, реконструкции и надстройке зданий. М. Стройиздат,1972. -180 с.
6.Гликман А.Г., Стародубцев А.А. Решение проблем безопасности при освоении подземного пространства. Жизнь и безопасность, 1997, №2-3, с.152-156.
7.Гликман А.Г. О геофизических принципах сейсморазведки. Геология, геофизика и разработка нефтяных месторождений.1998.№7. с.17-23.
8.Гликман А.Г. История одного прогноза. Жизнь и безопасность.2002.№2. с.168-172.
9.Гликман А.Г., Стародубцев А.А. О роли геофизических методов при решении инженерно-геологических задач. Жизнь и безопасность.1998.№2-3. с.518-524.
10.Гликман А.Г. Отчет по договору № 6-08/98 “Осуществление спектрально-сейсморазведочного профилирования (ССП) для исследования грунта вдоль участка трассы Кольцевой автодороги”. Санкт-Петербург, НТФ “Геофизпрогноз”,1999 г.
11.Гликман А.Г., Стародубцев А.А. Геология и градостроительство. 2003. С.152- 163.
12.Винник А.М. О метрических связям между элементами кимберлитового поля. Известия вузов, геология и разведка. 1992, №4, с.71-77.